• +7 (495) 668-12-50
  • Будни: 12:00 – 20:00
    Выходные и праздники: 12:00 – 19:00
12-20 будни, 12-19 выходные

Тур Юнайт: сквозь всю Россию на велосипеде в формате гонки, но с ночевками и выживанием. Раскрываем детали проекта в разговоре с Кириллом Бородулиным, одним из создателей и куратором главной ультра-марафон-гонки страны.

Как сделать автономную и независимую 7500-километровую гонку по всей России и остаться независимым. О Туре Юнайт из первых уст.

Тур Юнайт – это велосипедный маршрут и велозаезд по европейской части России велосипедный маршрут протяженностью 7500 километров от Баренцева моря до Черного. В какой-то момент нам стало так интересно, что мы решили узнать о проекте побольше и связались с одним из его создателем, Кириллом Бородулиным. Ниже – все, что вы хотели знать про Тур Юнайт в формате интервью-лонгрида. Или не хотели, но все равно узнаете. Минимум редактуры, максимум информации, you are welcome.



Кирилл, привет. Давай сразу к истокам. Когда родилась идея Тур Юнайта и какими были первые шаги по воплощению? Чем ты вдохновлялся? Такое же не приходит в голову на пустом месте.

Идея появилась не у меня. У истоков стоят Роман Важнов и Дмитрий Кульбацкий. Наверное, ещё кто-то, но я забыл. В 2015 году в легкоходном сообществе «Лайтпакера» обсуждали американскую гонку «Тур Дивайд» , и прозвучало предложение сделать у нас что-то аналогичное. Дима в качестве шутки предложил назвать нашу гоночку Тур Юнайтом. Название прижилось. Кому-то оно режет слух, не по-русски, мол. А мне нравится. Есть отсыл и к матери всех ультрадистанс байкпакинг-гоночек, и есть шутка лексическая. Идея отечественной гонки постепенно стала обрастать плотью. 

Рома в 2016 году проработал трек на 1000 км от Петрозаводска до Конакова, летом того же года его разведал и обкатал. А уже в 2017 состоялся масс-старт по этому маршруту. Постепенно пришло понимание, что не надо ограничиваться тысячей километров, надо делать что-то грандиозное, пусть это и займёт годы. Решили в итоге делать трансроссийский маршрут, с севера на юг, от Баренцева моря до Чёрного. Где-то на этом этапе я и присоединился к команде организаторов по приглашению, за что я очень благодарен. Работа над Тур Юнайтом изменила мою жизнь. 

Мы вдохновлялись «Тур Дивайд» и движухой вокруг него. Всё было свежо и интересно. Весь этот ультрадистанс-байкпакинг. Постепенно такие гонки стали появляться, как грибы после дождя, по всему свету, и внимание начало рассеиваться. Зарубежная движуха как-то разрослась и немного остыла, как и интерес к ней. В то же время  у нас тут сформировалась своя тусовочка и небольшое уютное сообщество вокруг Тур Юнайта. Участники, которые Тур Юнайт катают — это теперь и есть вдохновение. Приносят нам радости и печали.  



Что ты имеешь в виду, когда говоришь "делать гонку от Баренцева до Черного моря"? Как можно делать гонку такой протяженности без ресурсов? 

Да, тут надо оговориться. Есть гонка, а есть маршрут. Это разные вещи. У нас они называются одинаково — Тур Юнайт. И выполняются одновременно одной командой организаторов и разведчиков. В США же, если оглядываться на ТД, процессы разработки маршрута и проведения гонки были разнесены по времени и по заинтересованным лицам. Маршрут, который называется «Горновелосипедный Маршрут вдоль Великого Водораздела (Грейт Дивайд Маунтин Байк Рут, Great Divide Mountain Bike Route)» делала некоммерческая организация “Адвенча Сайклинг”. У них были десятки людей, серьёзные бюджеты, автомобили. И разработка маршрута длиной около 4300 км заняла 3 года: с 1994 по 1997. А в 2008 Мэтью Ли организовал и провёл первую гонку ТД по готовому уже к тому времени маршруту. 

У нас нет ни бюджетов, ни десятков людей. Только энтузиазм и энтузиасты-разведчики. И мы вынуждены прорабатывать маршрут и устраивать заезды параллельно по разным сегментам маршрута. Нельзя сразу сделать маршрут на 7500 км и устроить по нему заезд. Это огромная работа, мы движемся постепенно, прорабатываем сегмент на 1000-1500 км, устраиваем по нему гоночку. На следующий год к этому сегменту присоединяем следующий сегмент на 1000-1500 км, устраиваем по нему гоночку. Параллельно с этим принимаем обратную связь от участников заездов, перерабатываем треки сегментов, уточняем, улучшаем. Стараемся при разработке треков поймать баланс: чтобы не было шумных трасс, были природные и исторические достопримечательности, была динамика смены дорожных покрытий. Стараемся делать такие треки, по которым поехали бы сами. И едем. Участвуем в масс-стартах по сегментам, разведываем куски какие-то, альтернативные проезды. 

На сегодняшний день весь маршрут от моря до моря – это примерно 7500 км. Он разбит на 6 сегментов. Из них 4 сегмента готовы и доступны для заезда. Можно от Сортавалы доехать до Балаклавы. В этом году доразведали ещё два северных сегмента: от мыса Немецкий на полуострове Рыбачьем до Сортавалы. В 2022 году полный маршрут будет открыт, что станет для нас важным событием. 



И все же Тур Юнайт – это путешествие или гонка?

А вот это уже каждый решает сам для себя. У нас и для туристического маршрута, и для гонки одно название: Тур Юнайт. Идея была создать сверхдлинный веломаршрут по России, который объединит любителей велосипедной езды вокруг себя, и устраивать по нему заезды ежегодные. Это мы реализовали. Едут и в туристическом формате, и в гоночном. Причём, иногда эти велополярности объединяются в одном заезде. Всегда есть сильные участники, которые быстро и мощно крутят, преследуя спортивные цели, мало спят, не тупят. Смысл их жизни — служение ультрадистанс-идеалам человечества. Есть участники, которые на Тур Юнайте едут быстрый велопоход. Вроде как и не спорт, но и без тупняков с трёхчасовым сбором лагеря. Такие участники, как мне кажется, — основная масса сейчас. И есть участники, которые едут как хотят, для них Тур Юнайт свой собственный, особенный. Даже категорию не подберёшь. Есть ещё участники, которые не совсем участники. Они берут трек сегмента за основу для своего похода или покатушки, и следуют по треку, пока это их устраивает. Такие участники обычно не регистрируются, мы их не можем подсчитать или учесть. Но они есть. 



То есть можно сказать, что Тур Юнайт – это автономный заезд в выбранном участником стиле прохождения с ночевками, но без самостоятельного построения маршрута?

Да, Тур Юнайт это заезд по заранее выданному треку. Чтобы поучаствовать в заезде нужно зарегистрироваться, скачать трек, проехать по нему и записать свой трек. И после финиша выслать записанный трек организаторам. Тогда попадёшь в таблицу результатов. Можешь ставить себе задачу проехать по треку как можно быстрее, чтобы попасть в топ результатов. А можешь поставить себе цель просто доехать до финиша, не важно за сколько. Результат может быть будет не топовый, зато впечатлений хватит на весь год.



А вот за этими основными 6 сегментами следят какие-то определенные люди? Вроде как курируют их?

Среди организаторов есть распределение кураторов по сегментам, да. Кто-то отвечает за один, кто-то за другой. Это распределение сложилось исторически, у кого было больше энтузиазма, тот и занимался. Мне вот нравится Вышневолоцкий сегмент, ему уделяю основное своё внимание. А Рома сразу за всеми сегментами следит. Это касается проработки и переработки трека. Отслеживаем какие участники, где и как едут, мы уже сообща.



Можно просто взять и поехать по этому маршруту в соло без привязки к датам, компаниям и таймингам и потом сказать, что проехал Тур Юнайт или его часть?

Проехать соло без привязки ко всему, а потом сказать, что проехал Тур Юнайт, нельзя. Вернее, кто же тебе запретит? Но результат мы не засчитаем. Чтобы увидеть свой результат в сводной таблице, нужно зарегистрироваться на раздельный старт. Для этого нужно выбрать удобную тебе дату и сегмент. Зарегистрироваться можно хоть за 5 минут до старта, не проблема. Поэтому привязки к датам нет. Когда удобно, тогда и стартуешь. Лучше, конечно, регистрироваться заранее, чтобы мы это учитывали. Потому что могут быть какие-то изменения в треке, которые ещё не успели на сайте опубликовать. И если участник зарегистрировался за неделю-две до старта, мы с ним свяжемся и объясним изменения. Ну, а после того, как стартанул, надо доехать до конца заявленный сегмент и прислать записанный GPS-трек.



Расскажи, на чем лучше всего ехать и что с собой брать ТОЧНО. Палатка мастхев или лучше кредит-кард туринг с отелями и шавермой?

Всё сильно зависит от опыта, подготовки, целей, стиля езды. А самое главное: от выбранного сегмента. Думаю, участие в стиле кредит-карда обречено на стремительный провал в любом случае. Оно потребует очень чёткого планирования. А как только вы выйдете на сегмент, то довольно быстро осознаете, что план не стыкуется с реальностью. Чаще всего ожидания оказываются завышенными, а сроки прохождения слишком короткими. Какое снаряжение нужно ТОЧНО брать — пусть каждый определяет для себя сам. Опираясь на опыт, цели и здравый смысл. У нас заезды с самообеспечением, ночёвки и безопасность каждый обеспечивает себе сам, и у каждого будут разные критерии того, что ТОЧНО нужно.



На чем едут участники, на чем удобнее?

Можно ехать на чём угодно. У нас был участник, который проехал сегмент на ашан-байке за пять тысяч рублей. И были участники на очень дорогих и расфуфыренных велосипедах, которые не доехали. В целом, для сферического участника в вакууме у нас есть рекомендация ехать на ригидном найнере. Это, наверное, будет наиболее универсальный велосипед для всей дистанции на 7500 км.



И как кстати контролируется прохождение, где вы ведете учет маршрута участников, как и куда потом снимаете и заносите результаты?

Участник после окончания заезда должен нам прислать свой файл с треком. Вообще, всё, что относится к правилам участия, прописано в Положении. Его надо обязательно почитать тем, кто собирается ехать ТЮ. Прохождение контролируем по треку. Стараемся следить за участниками через их публикации в соцсетях. Не для контроля следить, а просто потому что интересно, как там участник едет. Результаты вносим в общую таблицу. Поскольку треки часто дорабатываются, не все результаты можно сравнить друг с другом. Сейчас это скорее зал славы и способ прикинуть время прохождения сегмента.



Сколько человек проехало Тур Юнайт за все время?

За период с 2017 по 2020 всего поучаствовал 151 человек, из них до финиша добрались 95. Результативность по годам в среднем около 50%, это нормально для ультрадистанса. Прошлый год поднял статистику. В 2021 году пока что были только раздельные старты, народ активно катает. По количеству, наверное, больше, чем в прошлом году. Но я не считал. В конце сентября у нас запланирован масс-старт, будет интересно. Точные цифры по участию можно будет сказать только в декабре, когда сезон закончится.



Масс-старт на 7500 км?! Как это выглядит?

Нее! Один сегмент, из Ростова-на-Дону в Балаклаву. Масс-старт стартует 26 сентября в 7 утра. Следить лучше всего через нашу группу ВКонтакте, там будут ежедневные дайджесты кто где. 

Выглядит так: раз в год участники стартуют кучей, это и есть масс-старт, а в остальное время — по отдельности. В этом году для масс-старта кучей выбрали Крымский сегмент, потому что он оказался самым проработанным из новых сегментов. По двум северным сегментам летом была проведена большая работа по разведке местности. Всё подготовили, в следующем году будем на севере масс-старт делать сразу по двум сегментам.

Масс-старт приколен тем, что это такой движ. За ним интересно следить и через интернет, а ещё интереснее участвовать. Пересекаешься с другими участниками, обмениваешься впечатлениями, рубишься, гоняешься. При этом, время ни для кого не останавливается. Кто первый проедет сегмент, тот и победил. Призов у нас нет, кстати. Медалек тоже. 



А какой сегмент самый легкий, какой самый красивый и какой тебе нравится больше всего? Наверное, северные точно сложнее в плане прохождения, чем южные. Все же по лесостепях приятнее ехать, чем по глинистым и густым лесам?

Тут надо сначала определить что значит лёгкий. Чтобы как-то разграничить сегменты по сложности, мы ввели коэффициент от 1 до 9. Коэффициент учитывает автономность, покрытие, набор и длину:

1-3 — легкий;

4-6 — средний;

7-9 — сложный.

Легкий сегмент подходит для новичков, требуется начальный уровень подготовки, и хотя бы небольшой опыт велотуризма.

Средний уровень сложности можно рекомендовать только уверенным в себе участникам, с опытом длительных многодневных велопоходов в пересеченной и горной местности, при этом требуется хороший уровень подготовки. Сложные сегменты требуют высокого уровня подготовки и опыта многодневных одиночных велопоходов в удалении от цивилизации. Если опираться на эти коэффициенты, то самый лёгкий — Вышневолоцкий. От Сортавалы до Конакова. Но не надо думать, что будет изи каточка. Подготовки он всё равно требует. И существенной. Там и горочки, и грунты, и лужи. И походить пешком придётся.

Какой самый красивый — сложно сказать. Сначала надо все сегменты проехать. Мне нравится всё, что севернее Конакова. Очень люблю Карелию, Кольский, Северо-западный регион, Тверскую область. Чувствую родство душевное.

Северные сегменты сравнимы по сложности с южными. Но сама сложность другая. На севере меньше насёленка и больше наборы, на юге жара и плотоядные чернозёмы. И наборы на юге никуда не деваются, на самом деле. Лесостепи и глинистые густые леса можно встретить на прилегающих к Москве двух сегментах. А вот на северных сегментах уже тундра и тайга с камнями, песком и гравием. На южных - степи с чернозёмом, глиной и асфальтом, ну и камушки в Крыму. 

Карты сегментов и их описания вот здесь.



Помнишь какую-то жесть в плане происшествий или наоборот что-то смешное? Были моменты, когда хотел забить на это все? Или наоборот моменты особой гордости?

Жести не было, слава Богу. Надеемся, и дальше без жести обойдёмся. Цифры километров и атмосфера огребания в пердях отпугивает совсем неподготовленных участников. Мы пишем, что участие – дело потенциально опасное, есть протяженные участки автономки, есть дороги общего пользования, есть горы и холод, есть медведи, есть пустыня даже. Можно и помереть, в принципе. Но такой шанс есть всегда и везде. Чем хуже подготовка и чем больше неосторожности в действиях, тем выше шанс. 

Мы публикуем на сайте статьи с рекомендациям по подготовке к заездам. Но это рекомендации. Они должны подкрепляться собственным опытом. И опыт этот нужно планомерно наращивать. На северном сегменте можно, например, летом попасть в снег и склеить ласты от переохлаждения. Надо быть к этому готовым. На южном сегменте можно склеить ласты от обезвоживания. К этому тоже надо быть готовым. Поэтому ничего особенно смешного не припоминается. Ну, есть у нас свои мемасики и весёлые персонажи. Но так, чтобы что-то выделить — не могу. 

Забить на всё иногда хочется — когда мало жизненной энергии. Но если тормознуть на недельку-другую, и отдохнуть от ТЮ, то интерес и радость возвращаются. Моментов особой гордости не припомню. Гордость в моём понимании имеет отрицательную коннотацию. От гордости уже и до гордыни рукой подать. А гордыня — один из смертных грехов. Старайтесь этого избегать. Вместо гордости испытываю чувство радости, когда смотрю на Тур Юнайт. Радуюсь тому, что наше дело живёт, что интересует людей.



Какие планы по развитию? Шлифовать сегменты, делать их более удобными и проезжабельными? Есть мысли о коммерции в таком проекте? Расскажи, как Тур Юнайт существует в парадигме денег. И сколько занимает времени.

Планы такие: доделать весь маршрут, отслеживать участников, слегка дорабатывать по необходимости треки сегментов. Наверняка, когда народ перестанут пугать цифры в 1300 км, и станут чаще катать по два, три и больше сегментов в один присест, появится переосмысление маршрута, что-то уберётся, что-то подправится. Посмотрим. Пока что мы стараемся чтобы сегмент был интересен сам по себе, и нормально проезжался в контексте всего длинного Тур Юнайта. Если весь маршрут делать "более проезжабельным", в наших реалиях придётся по асфальту и трассам прокладывать трек, и всё. Это скучно. 

Планов переводить Тур Юнайт на коммерческие рельсы нет. И вряд ли они появятся. И организаторы, и участники, все тратят на Тур Юнайт своё время и внимание. Добровольно, без денежного интереса. Тем самым поддерживая прекрасную чистоту идеи. Этим Тур Юнайт и замечателен, на мой взгляд. Не хотелось бы это потерять. С точки зрения организатора, на Тур Юнайт уходит очень много времени и сил. Деньги тоже уходят, но не то чтобы много. С каждым годом становится легче. И одновременно с этим немного гаснет желание всем этим заниматься. Вернее, желание остаётся, но от восторга и радости оно переходит во что-то, напоминающее работу. Пока что любимую и интересную.


Товар добавлен в корзину